Что относится к компетенции образовательной организации

Компетенции и ответственность образовательных организаций согласно закону

Что относится к компетенции образовательной организации

Новому Федеральному Закону об образовании уже более пяти лет, он действует с 1.09.2013 года. Все развитые страны работают на строгом регламентировании образования законодательной базой.

Законы направлены на развитие образование, поддержание его уровня, усовершенствование на благо прогресса в этой значимой части социально-экономического аспекта.

Эксперты международного уровня признают, что Закон «Об образовании» РФ эффективен, охватывает все ключевые моменты образовательной системы. В том числе, регламентирует он компетенции и ответственность образовательной организации.

Статья 28 Закона «Об образовании»

Она претерпела редакцию ФЗ в 2014 году. Статья описывает сферу ответственности образовательнойорганизации (ОО), компетенции, а также ее права и обязанности.

Автономия ОО

Начальным пунктом в статье значится, что ОО обладает автономией. В данном случае это самостоятельность в реализации научной, образовательной, административной, а также финансово-экономической деятельности школы или иной ОО. Это значит, что ОО правомочна разрабатывать и издавать локальные акты, следуя строке закона.

Приведем примеры: в каждой общеобразовательной школы существует свой Устав. Таким словом называют свод правил, который регулирует работу организации. Этот первичный документ создает каждое юридическое лицо. Без него школа не может существовать в принципе.

Современные требования к Уставу стали менее строги, сократились до минимума.

И в этом тоже можно найти проявления автономии образовательной организации – не надзорные органы «сверху» дают ей шаблон Устава, требуют определенного порядка, а сама организация полностью разрабатывает его на свое усмотрение.

Безусловно, какие-то общие схематические предписания есть. Но, в принципе, разработка такого первичного документа как Устав – ответственность образовательной организации.

Свободы ОО

Во втором пункте статьи 28 написано, что ОО свободна в выборе содержания образования. Каким образом осуществлять учебно-методическое обеспечение, какие применять образовательные технологии – это тоже зона ответственности школы или иной ОО.

Для иллюстративности также воспользуемся примером.

По требования ФГОС актуальными, значимыми образовательными технологиями сегодня считаются технология развития критического мышления, квест-технологии, информационно-коммуникационные технологии, педагогика сотрудничества и т.д. Но это только рекомендации, а вот какие конкретно технологии использует школа – ее решение, обоснованное профессиональным взглядом и возможностями.

Компетенции

Компетенции образовательной организации представлены перечнем более чем из 20 пунктов. Рассмотрим, что в принципе означает это понятие.

Часто люди путают компетентность с компетенциями. Компетентность – это человеческое качество, обозначает она знания человека в определенной области. Также под нею понимают готовность к решению задач, обусловленную необходимым арсеналом умений и знаний.

К компетенции же относят самоорганизацию, самоконтроль, рефлексию, самостоятельность, самоопределение. В основе компетенции знание, которое активно используется.

Компетенции ОО:

  1. Прием обучающихся в образовательную организацию. Это значит, что школа (если мы говорим о ней) без посредников принимает учеников. Заявление от законных представителей будущего школьника поступает руководству школы, а не в отдел образования.
  2. Проводить текущий мониторинг успеваемости и промежуточной аттестации, устанавливать формы и временные характеристики, а также порядок проведения аттестации.
  3. Организовывать научно-методическую работу. Это значит, что научная работа может вестись на базе ОО, той же школы или даже детского сада. Это компетенция школы, в которой ей не вправе отказать. А вот как структурировать эту работу, насколько она будет масштабной – решает администрация.

Это лишь три из двадцати двух указанных в Законе компетенций.

  • План контроля качества рабочих программ на 2018/19 учебный год

Консультационная и просветительская работа

ОО правомочна консультировать граждан по тем вопросам, которые не противоречат ее деятельности. Она же может вести просветительскую деятельность – семинары, лектории, публичные выступления представителей ОО закреплены законодательно. И образовательная организация несет ответственность за качество этой работы.

К примеру, в каникулярный период школа имеет право организовывать лагерь с дневным, а в некоторых случаях, и круглосуточным нахождением. Тем самым школа заботится об оздоровлении и организации досуга школьников в это время.

Ответственность

Обязанности и ответственность образовательных организаций зафиксирована законодательством государства. И если ОО не выполняет (либо выполняет ненадлежащим образом) закрепленный за ней функционал, если она не реализует образовательные программы в полной мере и соотносительно учебному плану, если не дает должного качества образования учеников, это не остается без внимания.

При нарушенных требованиях к организации работы ОО, при нарушении прав ребенка на образование, школа (или иная ОО) несет административную ответственность.

Какие нарушения наиболее распространены

А теперь на примерах. Наиболее характерные правонарушения в образовательной среде, влекущие административную ответственность УО, можно сузить до трех случаев.

Это:

  1. Отказ в приеме учащегося или же отчисление учащегося без законодательно установленных оснований. Если родитель подает заявление на прием ребенка в школу, руководствуясь гражданским правом на образование, и школа без объяснения причин отказывает заявителю, это уже нарушение. Ответственность образовательных организаций по закону в такой ситуации обязательна. Потому родители вправе ждать объяснений, в особенности, если заявление подано по месту жительства и в общеобразовательную школу.
  2. Нарушены требования к программному содержанию, к качеству образования, к самой организации образовательного процесса. В большей степени нарекания возникают к объему учебной нагрузки. Есть строгие нормы о количестве уроков в день, о расписании согласно возрасту. И если школа игнорирует эти нормы, если ученики перегружены, учреждение образования понесет за это ответственность.
  3. Нарушены свободы и права учащихся и работников, регламентированные законом. Например, нарушено право ребенка на бесплатное образование. Закон четко разграничивает, какие образовательные услуги могут быть на платной основе, а какие не допускают даже минимальной платы.
  • Ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований

Права и ответственность образовательной организации должен знать каждый педагог. И если его право на выбор методики и технологии обучения нарушается, он обращается с жалобой в вышестоящие инстанции.

Спорные вопросы

Понятие компетенции, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации зафиксированы в Ст. 28 Закона «Об образовании». К этому документу должны обращаться родители, которые хотят разъяснения спорного вопроса.

К нему же могут обращаться педагоги и администрация школы, если права их нарушают, в первом случае, руководство УО, во втором – контролирующие инстанции.

Любое рассмотрение проблемной ситуации, спорного вопроса упирается в законодательство, его невозможно обойти или неверно трактовать.

На практике же спорные ситуации часто имеют, скорее, этическо-нравственную подоплеку, либо субъективное восприятие реальной обстановки, что не мешает стороне, считающей себя пострадавшей, обращаться в вышестоящие инстанции.

Так, например, стандартная жалоба родителей в отдел образования выглядеть может, на первый взгляд, абсурдно. Приведем реальный пример. Мать пятнадцатилетней ученицы одной из московских школ обратилась в суд с обвинением школы в том, что ее дочь забеременела в столь раннем возрасте.

Она сочла именно образовательную организацию виновной в том, что ребенок оказался в таком положении. Своей вины мать не видела, и считала, что факультатив, предусматривающий этическо-нравственное воспитание девочек, проводился на плохом уровне, что и повлекло беременность ученицы.

Надо сказать, что беременность несовершеннолетней – это всегда ЧП. И для школы тоже. И сказать, что права, обязанности, ответственность образовательных организаций здесь не причем, тоже нельзя.

В результате того случая с девочкой выговор объявили и директору, и его заместителю по воспитательной работе, и классному руководителю, который и вел факультатив для девочек.

И хотя матери девочки грозил штраф за недостаточное выполнение родительских обязанностей, штраф не присудили. Выходит, что вина действительно на педагогах?

Но эта ответственность напрямую в законодательстве не прописана. И пусть миссия УО заключаются и в воспитании подрастающего поколения, в первую очередь, это образовательное учреждение.

Эксперты-педагоги говорят о скором кризисе семейного воспитания. Чем больше воспитательных целей ставят перед школой, тем меньше их становится у семьи.

И ситуация с беременной школьницей лишнее тому подтверждение.

Потому в таких спорных ситуациях, непростых в моральном отношении, сложных с точки зрения доказательств ответственности, нужно обращаться к закону.

Руководитель ОО вправе спросить каждого сотрудника на предмет знания Статьи 28. Быть юридически грамотным в области профессии – это требование к педагогу сегодня.

Лишние эмоции навредят, а вот хладнокровие, опирающееся на букву закона, помогает справиться со спорными ситуациями в УО.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65593-qqq-19-m2-kompetentsii-i-otvetstvennost-obrazovatelnyh-organizatsiy-soglasno-zakonu

Что относится к компетенции образовательной организации – Защита должников

Что относится к компетенции образовательной организации

Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции) 13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; 14) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом; 15) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации; 16) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона; 17) утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ; (см.

Внимание

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в т.ч.

: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; 3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, за качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Приведём ст. 5.57, 14.4 для изучения: Статья 5.57.

Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;
  • предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования);
  • подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Что относится к компетенции образовательной организации

Федеральным законом или законодательством субъектов РФ; 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; 20) организация научно-методической работы, в т.ч.
организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети »

Важно

Интернет»; 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Информация об изменениях: 17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»; 18) утратил силу; 19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации; 20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; 21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»; 22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре).

Источник: http://dolgi49.ru/chto-otnositsya-k-kompetentsii-obrazovatelnoj-organizatsii/

Путь права
Добавить комментарий