Приостановление действия лицензии лицензирующими органами

Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия и аннулирования лицензии

Приостановление действия лицензии лицензирующими органами

Защита жизни и здоровья граждан является одной из главных задач государства.

Медицина одновременно и способствует защите этих ценностей, но и в то же время относится к видам деятельности, которые могут нанести жизни и здоровью ущерб.

Чтобы не допустить последнего, в РФ была разработана целая система требований к допуску для занятия медицинской деятельностью. Подтверждением соблюдения таких требований является лицензия.

Иногда, в процессе проверки уполномоченный орган выявляет у медицинских организаций грубые нарушения лицензионных требований.

Под такими нарушениями следует понимать невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.

2012 № 291, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ № 99).

Таким образом, для окончательной квалификации грубых нарушений, необходимо учитывать последствия, указанные в п. 11 ст. 19 ФЗ № 99:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Административная ответственность за грубое нарушение лицензионных требований

В случае выявления грубых нарушений лицензионных требований возникает угроза конституционным правам, свободам и законным интересам пациентов.

В таком случае, нарушитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа или административного приостановления деятельности.

Кроме того, одной из мер, принимаемых органами контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки, является выдача предписания об устранении нарушений.

Иногда, чтобы не допустить причинение вреда жизни и здоровью пациентам, лицензирующий орган также ограничивает действие лицензии медицинской организации. В таком случае это выражается в приостановлении действия лицензии (временное ограничение), а иногда и в ее аннулировании (перманентное ограничение). Порядок этих процедур регламентируется статьей 20 ФЗ № 99.

Здесь стоит отметить, что утвердив ФЗ № 99 законодатель исправил допущенную в ранее действовавшем Федеральном законе о лицензировании неточность в формулировке названия аналогичной статьи и добавил в нее указание также на порядок возобновления и прекращения действия лицензии.

Таким образом, статья 20 ФЗ № 99 звучит теперь как «Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии».

Согласно разъяснениям п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.

2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата. При этом, несмотря на иной характер реализации этой меры, обязательным условием ее применения является привлечение лица к административной ответственности.

Так, приостановлению действия лицензии обязательно должно предшествовать либо неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, либо административное приостановление деятельности за грубое нарушение лицензионных требований. Напомним, что данные правонарушения предусмотрены следующими статьями КоАП РФ:

  • Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства»
  • Частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа»
  • Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»

При этом, в отношении первых двух норм КоАП важно еще раз обратить внимание на то, что предписание должно быть вынесено именно об устранении грубых нарушений лицензионных требований.

После совершения таких правонарушений события развиваются по следующему алгоритму:

В целом, схема довольно наглядно демонстрирует алгоритм действий при осуществлении процедур приостановления, аннулирования, возобновления и прекращения действия лицензии. Однако, нам бы хотелось остановиться подробнее на некоторых интересных нюансах.

Решение о приостановлении действия лицензии

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии (часть 4 статьи 20 ФЗ № 99). Порядок оформления и доведения до сведения лицензиата такого решения регламентируется частями 2, 5 и 9 статьи 14 ФЗ № 99.

Так, решение может быть оформлено в форме приказа или распоряжения.

При этом, обязательно в таком документе должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности либо о привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

После дня подписания и регистрации в течении трех рабочих дней решение лицензирующего органа должно быть вручено лицензиату или направлено ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае, если ранее лицензиат в своем заявлении на предоставление лицензии указывал на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, орган направляет свое решение о приостановлении действия лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Начало приостановления действия лицензии

По общему правилу, как мы видим из алгоритма, приостановление действия лицензии начинается ровно через сутки после вступления в силу решения суда о привлечении лица к административной ответственности. Однако, следует учитывать, что решение суда согласно КоАП вступает в законную силу и подлежит исполнению по истечении срока обжалования — то есть 10-ти дней со дня его вынесения.

В нашем случае интересно обратить внимание на коллизию в законодательстве в части административного приостановления деятельности. Так, часть 1 статьи 32.12 КоАП РФ гласит, что решение судьи, назначившего наказание в виде административного приостановление деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения постановления судьи.

То есть, судья обязан направить постановление об административном приостановлении деятельности судебному приставу-исполнителю немедленно, а он в свою очередь сразу же должен согласно части 2 статьи 32.

12 КоАП РФ произвести наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применить другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (за исключением мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранения объектов жизнеобеспечения, как, например, водоснабжение, канализация, энергообеспечение и т.д.).

Можно задаться резонным вопросом: не возникает ли у лицензирующего органа обязанность приостановить действие лицензии также немедленно после вынесения решения судьи? А если все же возникает, то напрашивается встречный вопрос о законности действий лицензирующего органа в случае, если в результате обжалования в 10-тидневный срок решение судьи будет отменено.

Таким образом, вопрос о начале приостановления действия лицензии на основании административного приостановления деятельности не совсем однозначен и требует дополнительных пояснений со стороны законодателя.

Максимальный период приостановления действия лицензии

Как видно из алгоритма, период приостановления действия лицензии должен оканчиваться вместе с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений или с окончанием административного приостановления деятельности.

Как известно, действующее законодательство не регламентирует срок, на который выдается предписание об устранении нарушений.

Данный срок устанавливает орган контроля самостоятельно с учетом характера выявленного нарушения. Однако, на практике он не составляет более 90-та дней.

Обычно, такое ограничение максимального срока тесно связано с установленным законом максимальным сроком административного приостановления деятельности.

Напомним, что так как действие лицензии приостанавливается в течение суток со дня вступления в силу решения суда, мы можем сделать вывод, что максимальный общий срок такого приостановления на 10 дней меньше, нежели срок исполнения предписания или административного приостановления деятельности.

Например, максимальный срок административного приостановления деятельности не может превышать 90-та дней, включая срок временного запрета деятельности, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (абзац 2 пункта 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.

2005 № 5), поэтому срок приостановления лицензии не может быть более 80-ти суток.

на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Сокращенный период приостановления действия лицензии

В алгоритме мы также указали два необязательных шага, когда период приостановления действия лицензии может быть сокращен. На возможность такого сокращения косвенно указывают пункты 6 и 7 статьи 20 ФЗ № 99, которые наделяют правом лицензиата при досрочном устранении грубых нарушений лицензионных требований обратиться в лицензирующий орган:

  • а) с обращением о досрочном исполнении предписания об устранении нарушений
  • б) с ходатайством о досрочном прекращении исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности

В первом случае это является основанием для внеплановой проверки лицензирующего органа. Если же лицензиат своим правом не воспользуется, лицензионная проверка все равно будет проведена, но уже после истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений.

Во втором случае лицензиат одновременно с прекращением административного приостановления деятельности обязан предоставить в лицензирующий орган уведомление об устранении им грубых нарушений лицензионных требований. Отметим, что такое уведомление он обязан будет направить в любом случае и вне зависимости от срока прекращения административного наказания (досрочно или после истечения 90-та дней).

Окончание процедуры приостановления действия лицензии

После истечения периода приостановления деятельности лицензии, лицензирующий орган проводит проверку устранения нарушений лицензионных требований. После этого возможны два варианта развития событий: либо лиценщия будет аннулирована, либо возобновлена.

Если нарушения лицензионных требований устранены, лицензия будет возобновлена, а сведения об этом будут внесены в реестр лицензий.

Таким образом, аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.

После аннулирования лицензии суд принимает решение о ппрекращение ее действия. Однако, здесь важно обратить внимание на один нюанс, а именно на то, что не всегда прекращению действия лицензии предшевствует приостановление ее действия и аннулирование. Поэтому, разберем процедуру прекращения действия лицензии отдельно.

Алгоритм прекращения действия лицензии

Таким образом, обращаем внимание, что существует исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия лицензии, который включает в себя 4 случая:

  • представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  • прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
  • наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Отметим, что в 1 случае закон обязует лицензиата представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности не позднее чем за 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности. При этом лицензиат также наделен правом направить такое заявление в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Заметим, что порядок оформления и доведения до сведения лицензиатов решения лицензирующего органа о прекращении лицензии идентичен порядку оформления решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/otkrytie-i-licenzirovanie/poluchenie-licenzii-na-medicinskuyu-deyatelnost/poryadok-priostanovleniya-vozobnovleniya-prekrashcheniya-deystviya-i-annulirovaniya-litsenzii/

5. Приостановление действия и аннулирование лицензии

Приостановление действия лицензии лицензирующими органами

В каких случаях лицензирующие органыимеют право приостановить действиелицензии?

Лицензирующие органы могут приостанавливатьдействие лицензии в случае:

— выявления лицензирующими органами,государственными надзорными и контрольнымиорганами, иными органами государственнойвласти в пределах компетенции указанныхорганов нарушений лицензиатом лицензионныхтребований и условий, которые могутповлечь за собой нанесение ущербаправам, законным интересам, нравственностии здоровью граждан, а также оборонестраны и безопасности государства;

— невыполнения лицензиатом решенийлицензирующих органов, обязывающихлицензиата устранить выявленныенарушения.

В каких случаях лицензия считаетсяаннулированной?

Лицензия теряет юридическую силу исчитается аннулированной в следующихслучаях:

— прекращения действия свидетельствао государственной регистрации гражданинав качестве индивидуального предпринимателя;

— по решению суда на основании заявлениялицензирующего органа, выдавшеголицензию, или органа государственнойвласти в соответствии с его компетенцией.Одновременно с подачей заявления в судлицензирующий орган вправе приостановитьдействие указанной лицензии на периоддо вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензииявляется:

• обнаружение недостоверных илиискаженных данных в документах,представленных для получения лицензии;

• неоднократное или грубое нарушениелицензиатом лицензионных требованийи условий;

• незаконность решения о выдаче лицензии(например в случае обнаружения подделкидокументов) (ст. 13 Закона о лицензировании).

Порядок приостановления или аннулирования лицензии

Решение о приостановлении действиялицензии или о направлении в суд заявленияоб аннулировании лицензии доводитсялицензирующим органом до лицензиата вписьменной форме с мотивированнымобоснованием не позднее чем через тридня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действиялицензии может быть обжаловано в порядке,установленном законодательствомРоссийской Федерации.

Лицензирующий орган обязан установитьсрок устранения лицензиатом обстоятельств,повлекших за собой приостановлениедействия лицензии. Указанный срок неможет превышать шесть месяцев. В случае,если в установленный срок лицензиат неустранил указанные обстоятельства,лицензирующий орган обязан обратитьсяв суд с заявлением об аннулированиилицензии.

В случае устранения лицензиатомобстоятельств, повлекших за собойприостановление действия лицензии,лицензирующий орган, приостановившийдействие лицензии, обязан принятьрешение о возобновлении ее действия.

Порядок подтверждения устранениялицензиатом обстоятельств, повлекшихза собой приостановление действиялицензии, сроки принятия лицензирующиморганом решения о возобновле­нии еедействия определяются положением олицензировании конкретного видадеятельности (ст. 13 Закона о лицензировании).

6. Ответственность за нарушение законодательства о лицензировании

НарушениеМера ответственностиНормативный акт, уста­навливающий ответственность
1. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.Штраф в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.Ч. 1 ст. 170 УК РФ
То же деяние:а) совершенное организованной группой;б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере;в) совершено лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.Примечание.Доходом в крупном раз­мере признается доход, сумма которо­го превышает двести минимальных размеров оплаты труда, доходом в осо­бо крупном размере—доход, сумма которого превышает пятьсот мини­мальных размеров оплаты труда.Штраф в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минималь ных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осу­жденного за период до одно­го месяца либо без такового.Ч. 2 ст. 170 УК РФ
2. Осуществление подлежащей лицен­зированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии).Штраф в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.Ст. 157.3 КоАП РФ
Нарушение условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии) на транспорте.Штраф в размере от 0,5 до двух минимальных размеров оплаты труда.Ст. 157.3 КоАП РФ
Те же действия, совершенные повтор­но в течение года после наложения ад­министративного взыскания.Штраф в размере трех минимальных размеров оплаты труда с приостановлением действия специального раз­решения (лицензии) или его аннулированием.
3. Проведение гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, работ по обязательной сертификации, осуществление деятельности по изготовлению, ре­монту, продаже и прокату средств из­мерений, маркировка продукции зна­ком соответствия государственным стандартам, знаком соответствия системе обязательной сертификации без соответствующей лицензии.Штраф в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.Ст. 170 КоАП РФ
4. Деятельность индивидуального предпринимателя по розничной продаже алкогольной продукции, осуществляемая без соответствующей лицензии либо с нарушением условий соответствующей лицензии.Штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спир-тосодержащей продукции в соответствующих таре и (или) упаковке, оборудования и сырья.Ст. 2 Федерального за­кона от 8 июля 1999 г. № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спир­та, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

***********************************

Источник: https://StudFiles.net/preview/1098539/page:19/

Приостановление действия лицензии

Приостановление действия лицензии лицензирующими органами

Лицензирующим органом может быть осуществлено приостановление действия лицензии, в следующих случаях (1 часть 20 статьи ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ):

  • лицензиат подвергся привлечению к административной ответственности по причине того, что не выполнил в учрежденный срок предписание по устранению грубого нарушения лицензионных требований;
  • лицензиату назначается наказание в форме административного приостановления деятельности за грубейшее нарушение лицензионных требований.

Так, если лицензиат не выполнил в законный срок выданное ранее предписание по устранению грубого нарушения лицензионных требований, то лицензирующий орган должен выдать повторное предписание. При этом лицензия будет приостановлена на срок, в который необходимо выполнить выданное вновь предписание (2 часть 20 статьи ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

В случае если Ростехнадзор или суд назначают лицензиату наказание в форме приостановления его деятельности, лицензирующий орган на протяжении суток после вступления в силу такого решения должен приостановить действие лицензионного документа.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение по приостановлению лицензии страховой медицинской организации может приниматься органами надзора в следующих случаях:

  • постоянное неисполнение обязательств по договорам ОМС;
  • отказ предоставления затребованных надзорными органами документов, связанных с произведением ОМС;
  • обнаружение фактов предоставления недостоверной информации в документации, послужившей основанием для выдачи лицензии;
  • систематическое несвоевременное сообщение о внесении дополнений и изменений в учредительную документацию;
  • представление территориального фонда ОМС, который установил нарушения российского законодательства в деятельности медицинской страховой организации.

Замечание 1

Решение должно сообщаться Федеральному фонду медицинского обязательного страхования, территориальному фонду ОМС и публиковаться в печати.

Оформление приостановления лицензии

Приостановление лицензионного документа должно оформляться решением, выносимым лицензирующим органом.

Оно должно включать в себя:

  • название услуг (работ), которые составляют лицензируемую разновидность деятельности, по отношению к которым приостанавливается деятельность лицензиата;
  • название услуг (работ), которые составляют лицензируемую разновидность деятельности, по отношению к которым было вынесено постановление по привлечению к административной ответственности за невыполнение в учрежденный срок предписания по устранению грубого нарушения лицензионных требований.

Помимо этого, допускается указать только адреса, по которым осуществляется такая деятельность.

Это решение на протяжении трех рабочих дней после дня подписания и регистрации может:

  1. Лично вручаться лицензиату;
  2. Направляться лицензиату почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  3. Направляться лицензиату посредством электронного документа, если лицензия выдавалась в виде электронного документа.

Особенности приостановления действия лицензии

Данные о том, что действие лицензионного документа приостановлено, должны быть внесены в реестр лицензий. Основанием для приостановления действия лицензии может быть привлечение лицензиата к ответственности административного типа за нарушение лицензионных условий и требований.

Ответственность лицензиатов при нарушении лицензионных условий и требований предусматривается п. п. 3, 4 статьи 14.

1 КоАП РФ “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”, которая является универсальной, потому как под ее действие попадает нарушение лицензиатом всех лицензионных условий и требований вне зависимости от сферы деятельности, для которой они устанавливаются.

Объектом такого правонарушения являются условия, которые предусмотрены лицензией, а конкретно лицензионные условия и требования, согласно которым должна реализовываться конкретная разновидность лицензируемой деятельности. Объективная сторона правового нарушения выражена в реализации предпринимательской деятельности при нарушении таких условий лицензиатом, а также грубым нарушением условий.

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на собственный риск деятельностью, которая направлена на системное получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ лицами, которые зарегистрированы в этом качестве в учрежденном законодательством порядке (2 статья ГК РФ).

Решение, касающееся приостановления действия лицензионного документа в обязательном порядке должно быть опубликованию в печатном издании, который определяется ФСФР Российской Федерации, в срок, который не превышает десяти рабочих дней со дня принятия такого решения, и вступает в силу с момента его опубликования. Сообщается оно страховщику в письменной форме на протяжении пяти рабочих дней с момента вступления подобного решения в силу при указании причин приостановления действия лицензионного документа.

Замечание 2

Предоставление страховщиком в установленный срок документации, свидетельствующей об устранении нарушений, которые послужили причиной для приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности, будет являться основанием для того, чтобы действие лицензии было возобновлено.

Возобновление действия лицензионной документации определяется 32.7 статьей ФЗ № 172-ФЗ. Оно представляет собой восстановление прав субъекта страхового дела на реализацию страховой деятельности, на которую был выдан лицензионный документ.

При восстановлении действия лицензионного документа данный факт должен быть опубликован в печатном издании, которое должно быть определено органом по страховому надзору.

Решение по возобновлению действия лицензионного документе должно вступить в силу с момента его принятия, оно также должно быть доведено до сведения субъекта страхового дела и других заинтересованных лиц в срок, который не превышает пятнадцати дней со дня принятия.

Источник: https://spravochnick.ru/strahovanie/priostanovlenie_deystviya_licenzii/

В каком случае лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии

Приостановление действия лицензии лицензирующими органами

В связи с принятием Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, с 2011 года лицензии предоставляются бессрочно. Однако, это не значит, что далее можно не выполнять требования, предъявляемые законодательством к лицензируемым видам деятельности. Действие лицензии может быть приостановлено и даже аннулировано.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Основания для приостановки

Решение о приостановке лицензии принимает тот орган, который ее выдавал. Порядок проведения данной процедуры регламентирован в ст. 20 ФЗ № 99 от 04.05.2011. В каком случае лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии?

Для вынесения подобного решения есть две причины:

  • невыполнение нарушителем предписания за грубое нарушение, которое выдал лицензирующий орган;
  • привлечение к административной ответственности, если за совершенное правонарушение предусматривается такая мера ответственности, как приостановление деятельности.

Информация о приостановлении деятельности обязательно вносится в общий реестр.

Невыполнение требований

Даже после получения разрешения на осуществление определенного вида деятельности, лицензирующий орган продолжает следить за работой лицензиата. Для этого, по правилам ч.6 ст. 19 ФЗ № 99, он проводит документарные, плановые и внеплановые проверки. Лицензирующий орган контролирует правильность ведения документации, процесс использования имущества, выполнение лицензионных требований.

Плановые проверки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства № 489 от 30.06.2010. Контроль деятельности осуществляется на следующий год, после получения разрешения на работу, а затем каждые 3 года. В таких сферах, как социальная, здравоохранение и образование проверки проводятся чаще, в соответствии с отдельно разработанными стандартами.

Проверки могут быть не запланированными. Их проведение возможно если:

  • проверяемый нарушил лицензионные требования, ему было выдано предписание об их устранении и истек срок, который предусматривается для проведения этих процедур. По заявлению нарушителя такая проверка может производится ранее, если он сообщит, что все исправил;
  • поступило обращение от людей, ИП, юр. лиц, органов государственной власти, СМИ о нарушениях, которые допускает в своей работе лицензиат. В данном случае существует необходимость оповещать о проведении подобных мероприятий органы прокуратуры. Зато нет обязательства предупреждать нарушителя;
  • истек срок, на который приостанавливалась лицензия, в связи с привлечением организации к административной ответственности и применением такого наказания, как приостановление деятельности. Проверка проводится для подтверждения соответствия деятельности требованиям законодательства, и только потом она возобновляется.

Если в результате первичной проверки будет обнаружено, что в деятельности организации есть грубые нарушения лицензионных требований, то ему выдается предписание, указывающее на ошибку и устанавливающее срок для ее исправления.

Меры, которые принимают должностные лица при обнаружении нарушений установлены в ст. 17 ФЗ № 294 от 26.12.2008.

Обратите внимание, что речь в данном случае идет только о первичной проверке, в случае, если она проводится для подтверждения исправления ошибок, но они снова обнаружились, применяется иное наказание — аннулирование разрешения.

В Положениях о порядке лицензирования отдельных видов деятельности определен список нарушений, которые относятся к грубым.

Для любой сферы это такие ошибки, которые приводят к возникновению причинения вреда или его угрозе в отношении людей, животных, растений, окружающей среде, РФ, возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Либо такие, которые привели к тяжкому вреду для человека или среднему вреду для двух и более лиц.

Если, по прошествии времени, предусмотренного для исправления ошибок, новая проверка обнаружила, что они не исправлены, лицензирующий орган привлекает нарушителей к административной ответственности и приостанавливает действие лицензии.

Назначение административного наказания

Порядок применения административного наказания, сопровождающегося приостановлением деятельности, регламентирован в ст. 3.12 КоАП.

В норме дано указание на необходимость прибегать к иным способам воздействия на нарушителя, и, лишь в крайнем случае, когда достигнуть целей административного наказания иным способом невозможно, применяется приостановление.

Оно применяется только в отношении особо опасных преступлений, предусмотренных Особенной частью КоАП, связанных с причинением вреда или угрозой причинения вреда жизни, здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, возникновению чрезвычайных положений, приводящих к массовым заражениям, техногенным или природным катастрофам.

Принять решение о привлечении к данному виду ответственности может только судья. Дело рассматривается в течение 7 дней со дня фактического прекращения деятельности.

Максимальный срок его применения — 90 суток, но, если нарушения исправлены ранее, по заявлению организации суд может принять решение остановить применение наказания.

Возобновление

Если приостановление действия лицензии произошло по причине невыполнения предписания, тогда, после окончания срока, выданного на исправление ошибок, лицензия возобновляется. Но для этого лицензирующий орган должен провести внеплановую проверку и установить, что грубых нарушений больше нет.

Получить лицензию обратно можно и раньше указанного в предписании срока. После исправления нарушений необходимо написать заявление в лицензирующий орган с просьбой провести внеплановую проверку. Если в ее результате будет установлено, что ошибки исправлены, то разрешение на возобновление работы вы получите раньше. Платить государственную пошлину за эту услугу не нужно.

Если приостановление произошло вследствие применения такого административного наказания, как приостановление деятельности, то возобновление действия разрешения происходит следующим днем после истечения периода, предусмотренного для ее приостановления. Нарушитель обязательно пишет заявление об устранении нарушений в адрес лицензирующего органа. А он, в свою очередь, перед тем как вернуть лицензию, проводит еще одну проверку.

Если нарушитель досрочно прекратил исполнение административного наказания, наложенного на него судьей, то действие лицензии начинает работать на следующий день после досрочного прекращения. Чтобы оформить доступ к лицензии досрочно, необходимо обратиться в суд, который привлек Вас к ответственности с просьбой уменьшить срок приостановления.

Лицензирующий орган, проинформированный судом, проведет проверку — действительно ли ошибки исправлены. Суд на основе этих данных выносит решение, прекратить приостановление досрочно или нет.

Аннулирование

В каких случаях может быть аннулирована лицензия? Если в результате проверки будет обнаружено, что ошибки не исправлены, лицензирующий орган подает в суд требование об аннулировании лицензии.

То есть, основанием для аннулирования лицензии считается наличие грубых нарушений в деятельности организации или ИП, которые ранее уже были обнаружены и должны были быть исправлены.

Лицензия может быть аннулирована только по решению суда. На его основании происходит прекращение лицензии. Прекращение может быть и по инициативе самого предпринимателя.

Это возможно в результате ликвидации организации или прекращения работы ИП, либо по заявлению лицензиата, когда он решил прекратить осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Информация, о том, что у лицензиата появилась возможность продолжать работу, о том, что он прекратил свою деятельность или его лицензия аннулирована также вносится в реестр.

Заключение

Решение о приостановлении действия разрешения принимается лицензирующим органом. На основании проверки может быть выявлено несоответствие работы лицензионным требованиям, тогда выдается предписание.

В случае его неисполнения действие разрешения приостанавливается. Вторым основанием является решение суда о приостановлении всей деятельности фирмы или ИП.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/priostanovlenie-dejstviya.html

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии

Приостановление действия лицензии лицензирующими органами

Предоставлено юрисконсультами Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада»

То, что законодательное регулирование строительной деятельности должно было измениться, все участники этого сегмента промышленности знали достаточно давно. Информация распространялась в различных видах и версиях. На страницах печатных изданий выступали как сторонники отмены лицензирования, так и защитники сохранения прежнего порядка. Сторонники отмены отстаивали право быть свободными от бюрократических препонов в работе строительных организаций, защитники лицензирования говорили, что в результате отмены этой системы наступит хаос и нарушится стройная система государственного надзора в этой сфере

И вот наступило долгожданное завтра — 2 июля Президентом России подписан федеральный закон № 80-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.” В силу специфики нашего издания, в рамках этой статьи мы опубликуем ту часть закона и краткие комментарии к нему, которые затрагивают лишь строительную деятельность(изыскания, проектирование и строительство) и изменяет закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ в части касающейся.

Статья 2. Основные понятия

“лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;”

Понятие лицензирования в новой редакции Закона несколько расширено, в него дополнительно включены мероприятия по ведению реестров лицензий и предоставлению заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Статья 6. Полномочия лицензирующих органов

С учетом изменений эта Статья выглядит так:

1.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: предоставление лицензий; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; “приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;”;

“прекращение действия лицензий в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;”;

“ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;”; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

“обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.”;

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

“2.

Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.”;

В новой редакции закона уточнены полномочия лицензирующих органов. Приостановление действия лицензий будет возможно только на основании соответствующего судебного решения. Полномочия лицензирующих органов дополнены. Их обязанностью предоставить заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иную информацию о лицензировании.

Понятие лицензирующих органов осталось прежним, к ним, как и прежде, относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установленные в настоящей статье полномочия принадлежат как федеральным лицензирующим органам, так и органам исполнительной власти субъектов РФ. При этом виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливает Правительство РФ.

Предлагается предоставлять полномочия по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации исключительно решением

Правительства Российской Федерации. При этом при передаче полномочий субъектам Российской Федерации у федеральных органов исполнительной власти сохраняются только правоустанавливающие функции по вопросам, отнесенным к их ведению (разработка положений о лицензировании, методическое руководство и т.д.).

Полномочия лицензирующих органов в новой редакции дополнены формированием информационных ресурсов, содержащих сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

Статья 9. Принятие решения о предоставлении лицензии

С учетом изменений:

1. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона;

2. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

“Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.”;

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

“В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.”;

“Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату, размер которой составляет десять рублей”;

3. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

4. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

5. Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.”;

7.

Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении действия лицензии или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.”;

Источник: https://helion-ltd.ru/new-licence-building/

Путь права
Добавить комментарий