Спор реалистов и номиналистов об универсалиях

Что такое спор об универсалиях номинализм реализм

Спор реалистов и номиналистов об универсалиях

Одной из проблем средневековой философии являлось решение вопроса об универсалиях. В переводе с латинского данный термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов.

Например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие.

Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие понятия реально, самостоятельно, как и вещи, или они – только названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме.

Мы, скорее всего, считаем, что реально существуют конкретные предметы, а общие понятия – это только их обозначения и находятся в нашем сознании.

Например, мы говорим, что нет дерева вообще, то есть такого предмета, в котором были бы собраны все возможные на земле деревья.

Как нет и животного вообще, и человека вообще, а существуют только конкретные, индивидуальные, единичные животные и люди, а общие понятия — это названия для больших групп сходных между собой предметов. Так считаем мы.

Но можно посмотреть на поставленную проблему совершенно иначе, что и сделал, как мы видели, античный философ Платон, полагавший, что идея или общее понятие, или универсалия существует реально, но в невидимом и высшем мире, а видимые нами конкретные вещи – всего лишь ее порождения.

Средневековые философы, разделявшие точку зрения Платона, стали называться реалистами, так как считали универсалии реально существующими объектами, а их позиция получила название реализма. Противоположная точка зрения стала называться номинализмом (в лат.

nomen – имя), так как ее представители полагали, что универсалии – это только имена и существуют не самостоятельно, но только в человеческом сознании в качестве понятий или терминов, а реально же существуют, считали они, единичные, конкретные, чувственно воспринимаемые нами предметы.

В результате, средневековый реализм не имеет ничего общего с современным значением данного слова и является идеалистическим философским воззрением, в то время как номинализм, несомненно, ближе к материализму.

Поэтому понятно, что философией средневековья являлся реализм, номиналистические взгляды появились и стали распространенными в эпоху упадка Средних веков, в рассветных сумерках Возрождения.

Реализм и номинализм имели собственные разновидности. Так реализм был крайним и умеренным.

Крайний реализм утверждал, что универсалии существуют до вещей (universalia ante rem), в высшем и недоступном нашему восприятию мире, а все вещи – это производные от них сущности; любой видимый нами предмет обусловлен невидимой и вечной идеей (универсалией), его порождающей. Следовательно, крайний реализм восходит к платоновскому учению. Умеренная форма реализма говорила, что универсалии существуют в самих вещах (universalia in re), в качестве их неизменных и определяющих оснований. Мир идей (универсалий) и мир вещей едины и образуют окружающую нас действительность. В любом предмете присутствует определенная идеальная сущность – универсалия, которая и делает его из бесформенной материи нормальной вещью.

Поэтому умеренный реализм восходит к теории Аристотеля. Номинализм также являлся крайним и умеренным. Умеренный номинализм полагал, что универсалии существуют после вещей (universalia post rem), в нашем сознании в виде обобщенных названий данных вещей – понятий.

Хотя последние и не существуют объективно и являются только терминами и словами, они имеют немаловажное значение: с помощью понятий мы разбиваем действительность на различные сферы и области, упорядочиваем ее, поэтому нам легче в ней ориентироваться и ее познавать.

Поскольку понятие в латинском языке – это «концепт» («conceptus»), умеренный номинализм называется также концептуализмом.

Крайний номинализм считал общие понятия совершенно бессмысленными: если они не существуют реально, незачем о них вообще говорить.

Например, существует конкретное дерево – мы его видим и осязаем, и вполне можем рассуждать о нем и познавать данный предмет, как и любой другой, который действительно существует.

Но что такое дерево вообще? Слово или пустой звук, за которым не стоит никакой реальности, никчемное название, полностью лишенное смысла.

Невозможно какую–либо вещь обозначить более общим названием, подвести ее под некое более широкое понятие, потому что она – ровно столько, сколько в ней есть – единичный конкретный предмет и ничего общего в себе не содержит.

Поэтому универсалии, говорили крайние номиналисты – только сотрясения воздуха (flatus votic), и их существование никому не нужно, следовательно, от них возможно отказаться, а в рассмотрение принимать только конкретные, индивидуальные, реально существующие предметы.

Как говорилось выше, философией Средних веков, конечно, являлся реализм, но в эпоху ранней схоластики более распространенной являлась его крайняя форма, представляющая по смыслу платоновское воззрение.

Однако в период расцвета схоластики или — зрелого средневековья прочно утвердился умеренный реализм — аристотелевская точка зрения, примиряющая мир материальный с идеальным, охватывающая собой возможные сферы сущего в грандиозной, претендующей на абсолютную завершенность философской системе.

philosophica.ru

Спор об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Особое влияние на Ф.А. оказали труды Аристотеля. Философия Ф.А. — объективный идеализм.

Проблема бытия

  • мир создан богом. — бог единое творческое начало. Бытие единство природного, материального и сверхъестественного. — Бог вечен, не сотворен, не изменен. Т.е. абсолютно начало. — природа вторична, каждая вещь — соединение духа и материи. Дух прообраз всех вещей. — Мир иерархичен. Нижняя ступень — неорганический мир, следующая — органическая природа, часть которой человек и наконец — Бог.
  • Бог творит мир из ничего, придает материи определенную форму.
  • Бог познается 2 -мя критериями: 1. как первопричина всего (теология познания Бога) Теология — высшая наука познания Бога. 2. по результатам собственных творений (все остальные науки).

Аквинский — умеренный реалист. Общее (универсалии) — продукт нашего ума. 3 формы существования общего:

  1. до вещей, в сознание Бога, в идеях.
  2. в вещах, реализованные идеи получившие материальную форму.
  3. после вещей, в сознании человека, как результат его умственной рациональной деятельности.

Теория познания — гносеология. Человек познает мир в 2 этапа: 1. чувства, 2. интеллект. Познание начинается с чувственного образа, затем путем абстракции, получается умственный образ. Чувством доступно внешнее предмета, разуму — сущность.

Истина — соответствие мысли и реально существующая вещь. Сами вещи истинны, ли соответствуют идее Бога. Вера и знание — не совпадают, но и не противоречат друг другу. Вера более совершенна, т.к. ей доступно то, что не доступно разуму.

Разум может ошибаться, а вера нет.

Представление о человеке — антропология. Человек — это единство души и тела, душа не материальна, она не представляет всего человека. Совершенство души зависит от совершенства тела. Душа обладает интеллектом, разумом и волей.

Этика. Зло — недостаток блага. Воля человека свободна, он может выбирать между добром и злом. Добро для человека — следование законам, данному Богом. Цель человеческого развития — воспитание в себе добродетелей (совершенных качеств, главных: вера, надежда, любовь). Счастье человека состоит в познании Бога через веру и разум.

Теория государства. Человек существо общественное, политическое. цель государства — содействие общему благу. Мир и справедливость. Наилучшая форма правления — монархия. Ф.А. оставляет за народом право свергнуть монарха, если он становится тираном. Любая гос. Власть дана Богом, светская власть должна подчиняться церкви.

zubolom.ru

Спор об универсалиях: реализм и номинализм

Одним из важных философских вопросов средневековья был вопрос об отношении общего к единичному.

Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т. е. о природе общих родов и понятий. Существовали два основных решения этого вопроса.

Реализм. Согласно ему, общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека. Подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия — универсалии, существующие вне сознания, независимо от него и материального мира. Среди виднейших представителей реализма можно выделить Иоанна Скотта Эриугену и Фому Аквинского.

Эриуген выделял 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) «до вещей» (в божественном разуме), «в самих вещах» (как их сущность или формы) и «после вещей» (в чел. разуме как результат абстракции). Взгляды Аквинского похожи.

Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеальный прообраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме.

В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Эти взгляды можно отнести к умеренному реализму. Существовал и крайний реализм, согласно представителям которого общее существует только вне вещей (например, Ансельм). По Абеляру существуют только единые вещи.

Но они могут быть сходны между собой, на этом сходстве и основана возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению ко многим вещам, наше утверждение относится не к вещи, а к слову (это номинализм).

Но наряду с этим Абеляр предполагал реальность общих понятий в уме Бога. Это образцы, по которым Бог творит вещи.

Согласно концепции номинализма универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена (Росцелин). Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания.. Задача знания — постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного.

И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему представитель номинализма Уильям Оккам вводит понятие о интенции, т. е. о направленности мысли, о логических. и психологических. актах или знаках. Все общие понятия — это знаки, логически обозначающие многие объекты.

www.testsoch.info

Спор об универсалиях: реализм — номинализм

Характерной чертой средневековой философии является спор об универсалиях (общих понятиях, в котором сконцентрировались как онтологические проблемы (что есть реально сущее? Обладает ли общее признаками реального бытия или нет? Как соотносятся общее и единичное в мире?) Так и гносеологические проблемы (каким образом существует идеальное? Как возможно рационально понятийное познание? Как относятся мышление и действительность?).

В трактовке сущности общего, соотношении общего и единичного выделяются две крайние позиции: реализм и номинализм.

Реализм — философское направление, признающее существование общего, общих понятий (идей) вне вещей, до существования вещей в божественном разуме.

Концепцию реализма в средневековой философии развили: Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский.

В отличие от крайнего реализма, утверждающего, что общее существует только вне вещей, Фома Аквинский обосновал позицию умеренного реализма, утверждающего троякое существование универсалий;

o до вещей в божественном разуме, идеи как вечные прообразы вещей;

o в вещах, как и сущности, субстанциональные формы;

o после вещей, в человеческом разуме, как понятия, результат абстракции.

Номинализм (от лат. nomen — имя) — философское учение отрицающее онтологическое знание универсалий, утверждающее, что реально существуют только единичные вещи, а общее — это результат деятельности разума, который находит связи между вещами. Представители этого направления в средневековье: Росцелин, Иоанн Дунс Скотт, Уильям Оккам, Николай из Отрекура, Иоганн Буридан и др.

Крайности двух противоположных позиций снимаются в концептуализме Абеляра.

Концептуализм (от лат. conceptus — понятие) — философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, утверждает, что в единичных предметах существует нечто общее, на основании чего в познании возникает концепт — понятие, выраженное словом.

Спор об универсалиях выявил две позиции философов и на проблему творения мира. Реалисты считают, что разум — это главное и в акте творения (Бог творит мир благодаря идеям, образцам, которые изначально у него существуют), так и в акте познания. Номиналисты же утверждают, что главное в творении мира не разум, а воля (Бог творит мир в акте свободной воли).

studopedia.ru

Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах: с одной стороны, на споре номинализма и реализма, с другой — на доказательстве существования бога.

В период ранней схоластики вновь вспыхнул спор, содержанием которого был вопрос: существуют ли реально универсалии или нет? Эта проблема, будучи главной темой философии ранней схоластики, не исчезает в период расцвета схоластики, а через позднюю схоластику переходит и в философию Нового времени. Проблема универсалий уходит корнями в философию Платона и Аристотеля. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как особом мире, реальность которого состояла в неизменности и неподвижности идей, являющихся истинной причиной всех вещей, их свойств и отношений и одновременно их целью. По Аристотелю, идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, но зависят от них. Невозможно, чтобы идеи как сущности вещей были отделены от того, сущностью чего они являются.

В средневековье вопрос об универсалиях приходит не прямо от великих философов древности, а от их комментаторов, в частности от ученика Плотина Порфи-рия Последний в работе «Введения к категориям Аристотеля» поставил вопросы о характере родов и видов, о том, существуют они в природе или только в разуме, в интеллекте, в мысли; если существуют, то телесны они или бестелесны, отделены ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в них.

Источник: https://minjustbryansk.ru/chto-takoe-spor-ob-universalijah-nomina/

Философские споры об универсалиях

Спор реалистов и номиналистов об универсалиях

Споры об универсалиях или об общих понятиях – проблема, восходящая к платоновской и аристотелевской философии. Это самая острая тема всей средневековой философии периода схоластики.

Онтологическая проблематика, связанная с наличием индивидуальных и общих сущностей.

Замечание 1

Собственно, спор включал в себя тему о реальном существовании общих понятий.

Постановка проблемы и способы её разрешения

В $XI-XII$ вв. было предложено истолкование проблемы универсалий.

Предшественники полагали рода и виды реальными.

Однако возникало сомнение относительно данного положения. Невозможно, чтобы общее понятие было предикатом какой-либо конкретной вещи. Это сомнение привело к тому, что общее понятие стало считаться лишь словом (vox или nomen).

Это стало основанием для возникновения реалистов и номиналистов.

  1. Реализм

    В концепцию реализма входило представление о существовании только общего. Познавая общее можно познать всё. Отталкиваясь от Платона, крайние реалисты полагали, что общее – это идея, которая существует до вещи, вне вещей (ante res).Умеренные реалисты исходили из философии Аристотеля, полагая, что общее существует только в вещах (in rebus).

    Фома Аквинский, придерживаясь умеренного реализма и Аристотеля, полагал отсутствие у общего своего отдельного бытия, говоря, что общих сущностей нет, а индивидуальность предметов есть их природа. Всё общее заключено в предметах, которое извлекается из них при помощи разума.

  2. Номинализм

    Номинализм (имя) выступает против онтологического определения универсалий, утверждая, что они не имеют действительного существования. Универсалии представляются в качестве отвлечений, а общее существует (post res), то есть после вещи.

    Универсалии – это имена имён и не являются сущностями.

    Представители этого направления: Росцелин, Уильям Оккам.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основатель номинализма Иоанн Росцелин учил, что общая идея является лишь именем. Подлинно существует лишь индивидуальное. Для реалистов есть существо – человек, для номиналистов существует «вот этот вот» человек.

Росцелин говорил о физической реальности самого слова. Но есть индивидуальный человек и функция понятия – обозначать его. Росцелин применил идею номинализма к Троице: каждый является субстанцией, индивидуальностью. За это его осудили на Соборе в Суассоне.

Индивидуальным сущностям причастны личные имена, Аристотель, Плвтон. Общим сущностям, или универсалиям причастны общие понятия. Трудности возникли из-за вопроса: что такое роды и виды, что они конкретно из себя представляют?

Роды и виды рассматривались в данном вопросе как структурные единицы онтологии, а главное то, каким образом они отличны от индивидов и чем с ними связаны.

Замечание 2

Специфика мышления средневековых схоластов привела их к тому, что все вопросы о бытии решались с точки зрения логических мысленных структур, которые формировали структуру этого бытия, поэтому проблема статуса универсалий в структуре бытия, их роли и существовании, в акте творения индивидуальных сущностей отсылаются к логической дефиниции теории родов и видов.

Данная идея была сгенерирована Аристотелем, далее её откомментировал Порфирий в своём труде «Введением» на работу Аристотеля «К категориям», а затем, детальный анализ был дан уже Боэцием, комментарием к работе Порфирия «Введение».Начиная с Боэция, проблема универсалий получила статус общезначимой проблемы философии Средневековья, в онтологическом ключе. Чтобы дискуссия о родах и видах не была лишена смысла, необходимо знать определения и понятия логического учения.

Рецепция проблемы универсалий

Боэций предлагает два решения:

универсалии не могут существовать сами по себе. Все, что является одновременно общим для многих, не может быть едино в себе.

Ибо общее принадлежит многим, особенно когда одна и та же вещь находится одновременно во многих целиком. Ведь сколько бы ни было видов, во всех них – один род.

Следовательно, если один род находится в одно и то же время целиком во множестве отдельных видов, он не может быть един.

рода и виды – это понятия нашего ума, то есть в реальности их не существует. В чувственном восприятии нам дается только отдельное. Общее мыслится в уме.

Пьер Абеляр полагал, что универсалии не существуют реально. Однако они есть не только в словах. Вещи таковы, что дают возможность предицировать универсалии. Сами универсалии существуют в вещах как способ их существования. Они суть статус. Извлечение универсалий может быть произведено посредством абстрагирования.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/srednevekovaya_filosofiya_kak_sintez_hristianskogo_ucheniya_i_antichnoy_filosofii/filosofskie_spory_ob_universaliyah/

Путь права
Добавить комментарий